Около 70 молодых ученых стали участниками научной школы по радиохимии
Эксперты из Госкорпорации «Росатом» и МГУ рассказали молодым ученым про развитие радиохимических технологий
Первый модуль научной школы «Радиохимические технологии» прошел в Нижнем Новгороде на площадке академии «МАЯК имени А.Д. Сахарова». В обучении приняли участие около 70 молодых ученых из разных дивизионов Госкорпорации «Росатом», включая научный, топливный, электроэнергетический и другие.
Программа обучения состояла из серии лекций, посвященных развитию радиохимических технологий, и вопросам ядерного топливного цикла. Спикерами школы стали представители Госкорпорации «Росатом» и Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
«Сейчас в отрасли реализуется ряд проектов по переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), которые необходимы для развития двухкомпонентной атомной энергетики. Работы ведутся на площадках Горно-химического комбината (ГХК), ПО «Маяк», Сибирского химического комбината (СХК). В частности, до 2030 года планируется модернизация РТ-1 (ПО «Маяк), начало промышленной переработки ОЯТ на Опытно-Демонстрационном Центре (ГХК), пуск модуля переработки Опытно-Демонстрационного Энергокомплекса (СХК), а затем и завода РТ-2. Для развития всех этих проектов необходимы квалифицированные специалисты, поэтому так важно обеспечить качественную подготовку радиохимиков и помочь молодым специалистам расширить область знаний», – сказал председатель экспертного совета школы «Радиохимические технологии», заместитель директора Частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации», доктор химических наук Андрей Шадрин.
Обучение в научной школе стартовало с технического тура на площадку Нижегородского государственного технического университета, где участники познакомились с передовыми научно-исследовательскими лабораториями на базе университета.
В первый день лекционной программы с докладом о первоочередных и перспективных задачах развития радиохимических технологий выступил директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Василий Тинин. Главный конструктор проектного направления «Прорыв» и реакторной установки БРЕСТ-ОД-300 Вадим Лемехов рассказал участникам школы о технологических особенностях тепловых и быстрых реакторов. С лекцией о ядерном топливном цикле, отработавшем ядерном топливе (ОЯТ) и современных требованиях к переработке ОЯТ выступил Андрей Шадрин. Также эксперты обсудили темы замкнутого топливного цикла с реактором на быстрых нейтронах, производства и особенностей МОКС-СНУП топлива.
Во второй день перед участниками научной школы выступили представители АО «ОКБМ Африкантов», АО «НИИ НПО «ЛУЧ», АО «ВНИИНМ имени академика А.А. Бочвара». Спикеры представили доклады о реакторах малой мощности, основных конструктивных решениях реакторных установок на быстрых нейтронах, водородной энергетике, TRISO топливе и обращении с отработавшим ядерным топливом ВТГР.
В заключительный день обучения эксперты поговорили про основы радиохимии, термодинамику водных растворов радионуклидов, методы разделения, спектроскопию поглощения рентгеновского излучения в радиохимии, взаимодействие ионизирующего излучения с веществом, дозиметрию и радиационную безопасность. В качестве лекторов выступили представители Московского государственного университета, а также Корпоративной академии Росатома.
Обучение в научной школе по радиохимии включает в себя четыре модуля и завершится в конце 2025 года. По итогам обучения участники школы получат сертификаты. Все выпускники научной школы включены в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР), 20% из них становятся руководителями проектов.
Научный сотрудник лаборатории технологий обращения с радиоактивными отходами АО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина» (входит в научный дивизион Госкорпорации «Росатом») Полина Давыдова завершила обучение в научной школе по радиохимии в 2023 году. Еще до научной школы Полина возглавляла НИОКР-проект по извлечению металлов платиновой группы из отработавшего ядерного топлива. Благодаря полученным знаниям она смогла предложить новый способ синтеза сорбента. В ближайшее время команда проекта планирует провести технологические испытания модифицированного сорбента. В поиске нового решения полезной оказалась лекция одного из спикеров научной школы – начальника лаборатории АО «НИИ НПО «ЛУЧ» (также предприятие научного дивизиона) Владислава Туманова по TRISO топливу.
«Обучение в научной школе позволяет найти зоны для роста, мотивацию для развития в своем направлении и просто получить удовольствие от приобретения новых знаний. Такие встречи объединяют экспертов и учащихся, дают уверенность в правильности выбранного пути. Желаю всем молодым специалистам максимально использовать все возможности, которые дает Росатом», – отметила Полина Давыдова.
Своей историей поделилась еще одна выпускница научной школы – начальник лаборатории АО "Радиевый институт им. В.Г. Хлопина" Маргарита Тюпина. «Школа по радиохимии дает прекрасную возможность обогатить свои знания (многое из того что рассказывали в литературе не встретишь, либо надо собирать по крупицам), пообщаться вживую с экспертами без барьеров и задать и вопросы. Это возможность узнать коллег из других предприятий и обрести друзей. Приобретенные знания увеличивают наш кругозор и становится легче взаимодействовать с предприятиями и людьми. Благодаря организованным техническим турам в рамках школы мы узнали об оснащении некоторых предприятий и Нижегородского университета, что в последствии может нам дать базу для сотрудничества по фундаментальным исследованиям. На втором году обучения меня назначили руководителем проекта, входящего в Единый отраслевой тематический план Госкорпорации "Росатом" по направлению ядерная медицина, а после окончания школы по радиохимии я защитила кандидатскую диссертацию по специальности радиохимия в МГУ», – рассказала она.
Для справки:
Научная школа «Радиохимические технологии» – проектная инициатива научного дивизиона Госкорпорации «Росатом», которая включает различные мероприятия, направленные на привлечение талантливой молодежи в сферу науки и инноваций, подготовку элитных специалистов в области радиохимии, развитие научно-технических компетенций работников организаций атомной отрасли. Возраст участников до 35 лет.
«Научные школы Росатома» – отраслевой образовательный проект, нацеленный на развитие научно-технических компетенций молодых исследователей, расширение их кругозора, привлечение и удержание талантливой молодежи в научном секторе Росатома, предоставление молодым ученым доступа к результатам новейших исследований, создание пространства для неформального общения в экспертной среде, развитие научной коммуникации, формирование магистральных трендов развития в научной тематике.
Проект реализуется с 2019 года. Формат обучения предполагает полное погружение в проблематику. Два раза в год 30–40 молодых специалистов до 35 лет (уровня научного сотрудника, младшего научного сотрудника) в течение рабочей недели (4-5 дней) участвуют в лекциях, мастер-классах, дискуссиях, технических турах на объекты научного дивизиона. По итогам обучения каждый участник формирует и представляет план действий на ближайшие полгода – год. В него должны войти мероприятия по подготовке к защите диссертации (публикации, конференции и т.д.) или дальнейшему профессиональному развитию.
Частное учреждение по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации» отвечает за научное, аналитическое и информационное развитие организаций атомного энергопромышленного комплекса и управляет научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и технологическими программами и проектами организаций атомной отрасли. Эксперты компании проводят анализ состояния и перспектив исследований, разработок и коммерциализации перспективных наукоёмких технологий и инновационной продукции энергокомплекса, их обоснование в рамках федеральных целевых программ, проектов межведомственного характера. На основании изучения лучших мировых практик управления НИОКР специалисты разрабатывают предложения по улучшению и повышению эффективности деятельности в сфере управления инновациями.
Правительство РФ и крупные государственные корпорации, такие как «Росатом» уделяют приоритетное внимание раскрытию потенциала студентов и молодых сотрудников. Росатом участвует в создании базовых кафедр в российских вузах, реализации крупных образовательных проектов, стипендиальных программ, организации практики и стажировки для студентов с последующим трудоустройством.