Razgovory o vazhnom: rossijskie shkol'niki uznali o glavnyh dostizheniyah i perspektivah razvitiya atomnoj otrasli
Тематические открытые уроки прошли в 40 городах присутствия предприятий госкорпорации «Росатом»
Урок «Разговоры о важном», посвященный 80-летию атомной промышленности, прошел 22 сентября. Руководители и профильные специалисты предприятий Научного дивизиона «Росатома» приняли активное участие в мероприятии. Они провели занятия более чем в 20 школах Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Калужской, Ульяновской, Свердловской и Челябинской областей для школьников 2-11 классов.
«Такие уроки — это, прежде всего, возможность для школьников испытать чувство гордости за нашу страну, за достижения наших выдающих соотечественников. Чем раньше ребята узнают о работе «Росатома» в самых разных сферах, тем раньше у них возникнет интерес к профессии атомщика. Вполне вероятно, что после сегодняшней встречи кто-то из школьников решит связать свою жизнь с атомной промышленностью, с нашим институтом», — сказал первый заместитель генерального директора по физико-энергетическому направлению АО «Росатом Наука», директор научного института «Росатома» в Димитровграде Александр Тузов.
В Обнинске урок прошел в школах впервые с участием практически всех предприятий контура госкорпорации «Росатом»: АО «НИФХИ им. Л.Я. Карпова» (входит в Научный дивизион «Росатома»), АНО ДПО «Техническая академия Росатома» и других, а также опорного вуза атомной отрасли ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
«Мы рассказали о том, что атомная отрасль начиналась как ответ на вызовы послевоенного времени, мирное использование атомной энергии вдохновило атомщиков на новые достижения, а используемые сегодня в отрасли технологии позволяют реализовать стремление людей к долгой и здоровой жизни за счёт передовых методов ядерной медицины, доступа к современным цифровым технологиям и новым материалам. Моя мечта – чтобы, благодаря этому уроку, школьники Обнинска испытали особую гордость за свой город, за учёных, которые здесь жили и работали, за то, что именно здесь началась эра мирного использования атомной энергии. А главное - чтобы они выбрали одну из множества профессий в атомной отрасли, пришли в науку и стали частью большой команды «Росатома». Особо хочу отметить тот факт, что в Обнинске к проведению урока присоединились большинство организаций «Росатома», расположенных в городе, что демонстрирует консолидированный подход к профориентационной работе с молодёжью», – отметил генеральный директор научного института «Росатома» в Обнинске Андрей Лебезов.
Основной акцент атомщиками был сделан на развитии у ребят интереса к дальнейшему изучению естественных наук. Специалисты «Росатома» осветили ключевые этапы развития атомной промышленности: от первого советского атомного проекта до создания современных энергетических и транспортных реакторов.
Генеральный директор АО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина» в Санкт-Петербурге Константин Вергазов рассказал об особой роли ученых-ленинградцев, работавших в Радиевом институте в 1920-1930-е годы.
«В этом году мы отмечаем 80-летие атомной промышленности, а Радиевый институт отметил свой 103-й год со дня основания. Это первый научно-исследовательский центр в нашей стране, изучавший явление радиоактивности, он по праву считается колыбелью атомной науки. Именно здесь были совершены первые открытия мирового уровня, такие, например, как спонтанное деление урана, была разработана технология выделения плутония и был запущен в 1937 году первый в Европе и крупнейший в мире ускоритель частиц Циклотрон. Достижения и исследовательские наработки ученых-ленинградцев в период до начала Великой Отечественной войны, а также созданные ими научные школы легли в основу атомного проекта нашей страны», – сказал Константин Вергазов.
Отдельной темой выступлений стало достижение глобального технологического лидерства госкорпорации «Росатом» в самых разных сферах: строительстве и эксплуатации атомных станций, информационных технологиях, ядерной и высокотехнологичной медицине, ветроэнергетике и создании композитных материалов.
«Атомная отрасль — это не только энергетика. Это — целая вселенная технологий, которые меняют мир к лучшему уже сегодня. Мы создаем новые материалы, разрабатываем уникальное медицинское оборудование и открываем дорогу в Арктику. Нам нужны пытливые умы, смелые идеи и новые кадры. Химико-технологический кластер — это именно то место, где рождаются прорывные решения, и мы ждем в нашей команде тех, кто готов мечтать, учиться и созидать будущее России», – поделился Андрей Голиней, директор химико-технологического блока АО «Росатом Наука».
Отдельной темой «Разговоров о важном» стал ответ вопрос «Как стать ученым-атомщиком?». Школьники узнали, как организован процесс научного поиска в «Росатоме», какими качествами должен обладать настоящий ученый. Специалисты Научного дивизиона рассказали о специальностях, наиболее востребованных в атомной отрасли, какие вузы ведут набор по ключевым направлениям «Росатома», а также о действующей программе стажировок для студентов на предприятиях дивизиона.
Для справки:
Научный дивизион госкорпорации «Росатом» проводит новаторские фундаментальные и прикладные исследования для разработки ядерных и неядерных технологий (в том числе в сфере замыкания ядерного топливного цикла, термоядерного синтеза, ядерной медицины); создаёт наукоёмкие технологии как для нее, так и для других отраслей промышленности. Включает в свой состав 13 научно-исследовательских институтов и коммерческих компаний: АО «Научно-исследовательский институт научно-производственного объединения «ЛУЧ», АО «Радиевый институт им. В. Г. Хлопина» и другие. Они располагают развитой исследовательской инфраструктурой, а также собственным опытным производством, способным полностью воплотить научный замысел: от фундаментальных исследований до конструкторских разработок и опытных образцов. Большинство научных исследований и разработок дивизиона выполняются в рамках Единого отраслевого тематического плана. В сфере ответственности дивизиона – проведение испытаний, создание высокотехнологичного медицинского оборудования, новых конструкционных материалов. Реализуются проекты по коммерциализации перспективных наукоёмких технологий.
Внеурочные занятия для обучающихся 1 – 11 классов «Разговоры о важном» проводятся с 01.09.2022г. во всех школах и колледжах страны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Целью проведения занятий является формирование у школьников духовно-нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности.
Создание возможностей для молодежи является одним из ключевых приоритетов государства. Правительство РФ и крупные российские компании уделяют большое внимание планомерной работе по раскрытию потенциала подрастающего поколения.