Rosatom and NRU MEPhI discussed the development of new businesses

12 ноября в НИЯУ МИФИ состоялась научно-практическая сессия «Новые бизнесы госкорпорации «Росатом» – на пути к технологическому суверенитету» с участием руководителей государственной корпорации «Росатом», ученых МИФИ и представителей опорных вузов «Росатома».

Сессию открыл декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами МИФИ Александр Путилов, подчеркнувший важность подготовки высококвалифицированных кадров для развития новых бизнесов «Росатома».

Сопредседатель оргкомитета сессии, первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Кирилл Комаров в своем выступлении отметил, что необходимость развития новых бизнесов госкорпорации требует настоящей перезагрузки отношений между НИЯУ МИФИ и Росатомом – поэтому подобные научно-практические сессии планируется проводить два раза в год. «В настоящее время выручка Госкорпорации «Росатом» от новых бизнесов и проектов, направленных на развитие технологического суверенитета, составляет 1,3 трлн рублей, и корпорация стремится увеличивать этот показатель, – заявил Кирилл Комаров. – Росатом развивает более 80 новых бизнесов, среди которых аддитивные технологии и зеленая энергетика. Эти направления реализуются как в форме стартапов, так и полноценных, сложившихся компаний. Суммарная мощность установленных Росатомом ветрогенераторов сегодня составляет около 1 ГВт. Под эгидой госкорпорации налажено серийное производство 3D-принтеров, создаются сверхмощные вычислительные платформы, строятся центры обработки данных. Для профессоров и преподавателей опорных вузов Росатом реализуется образовательная программа «Экономическое мышление инженеров».

Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко подчеркнул, что если исходно атомный проект СССР был связан с созданием ядерного оружия, то постепенно в рамках проекта проходила диверсификация, и сегодня дело дошло до бизнесов, не связанных с ядерными технологиями. Сегодня и «Росатому» и МИФИ предстоит ответить на вопрос, будут ли они только реагировать на внешние вызовы, или войдут в число тех, кто задает тренды и проектирует будущее. Владимир Шевченко также напомнил, что в данное время перед ведущими техническими университетами России поставлена задача выработать новые стратегии развития с учетом существующих национальных проектов, национальных целей и перечня критических технологий. Но этого мало: по словам ректора, речь идет о переходе на модель университета 3.0., в рамках которой университет не только готовит кадры и проводит НИОКРы, но и вместе с индустриальными партнерами создает новые бизнесы. По его мнению, еще ни один университет в стране не умеет делать это на системной основе, однако на базе производственной инфраструктуры такого мощного индустриального партнера, как Росатом, делать это можно гораздо проще, чем в «чистом поле». «Мы должны продемонстрировать, как это может быть устроено», – отметил он.

Важнейшей частью сессии стала панельная дискуссия, в ходе которой представители Росатома обсуждали проблемы конвертации научных заделов в реальную практику (модератором дискуссии выступал Владимир Шевченко). Зачастую результаты научных исследований могут претвориться в реальные технологии лишь через многие годы, например, открытый в 1921 году в России радий-226 только сегодня стал ценнейшим сырьем для производства радиофармпрепаратов. Да и ученый не формируется на институтской скамье, он обязательно должен пройти через реальные НИРы и ОКРы, вырасти на решении конкретных задач. «Это путь в несколько лет. Мы долго думали, как можно ускорить этот процесс и с 2020 года запустили программу стажировок. Понимая всю ответственность, начали вовлекать студентов в проекты, поручая выполнение задач на равных, плечом к плечу с опытными учёными. За это время около 600 человек прошли эту «Лабораторию роста», более 200 человек остались в институтах, получили должности от младших научных сотрудников до начальников лабораторий, то есть прочно связали свою жизнь с атомной наукой. Хороший результат показали проекты подготовки специалистов под конкретные нужды отрасли. Например, в НИТУ МИСИС, где научный дивизион выступает индустриальным партнером Проектной инженерной школы по материаловедению, аддитивным и сквозным технологиям (ПИШ МАСТ), подготовили большинство молодых специалистов, которые проходят стажировку сегодня на участке биофабрикации в Троицком институте», – поделился опытом подготовки молодых научных кадров генеральный директор АО «Росатом Наука» Павел Зайцев.

«Одно из ключевых направлений для решения задачи обеспечения технологического суверенитета – подготовка современных кадров с новыми компетенциями, «инженеров нового типа», умеющих оценивать экономические последствия своих технических решений. Такой специалист должен ориентироваться на спрос, создавать инновации и развивать разные взаимодействия за рамками своего участка работы», – подчеркнул в своем выступлении директор департамента поддержки новых бизнесов госкорпорации «Росатом» Дмитрий Байдаров. Он рассказал об образовательной программе «Экономическое мышление инженера», которую запустили «Росатом» и МИФИ. Она помогает развивать способность формировать технологические экосистемы, учитывать жизненный цикл продукта и экономические последствия решений.

Обсуждалось на панельной дискуссии и чрезмерное увлечение в России развитием «софтов» в ущерб развитию «железа». Российским компаниям в сфере электроники пора вспомнить про инженерно-физическую сторону компьютерных технологий и поднять вопрос о трансфере идей в сферу серийного производства. Директор по информационной инфраструктуре госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов отметил, что сегодня особенно важно обеспечить качественный рывок в развитии инженерии и промышленности, что позволит достичь необходимого уровня локализации критических технологий. «Для обеспечения устойчивости экономики нам нужно понимать, чтó находится «под капотом» цифровизации – как на уровне прикладных систем, так и на уровне аппаратного обеспечения. За счет плотного взаимодействия между заказчиками и вендорами сегодня укрепляется пласт зрелого программного обеспечения. Этот же путь в части «железа» мы только начинаем проходить под руководством государства совместно с учебными учреждениями, крупными индустриальными партнерами, разработчиками, ассоциациями. Вузы занимают в этом взаимодействии особую роль, их выпускники в будущем продолжат эту работу, и именно поэтому сейчас очень важно познакомить «инженеров будущего» со всеми необходимыми фундаментальными основами», – подчеркнул он.

Директор по технологическому развитию госкорпорации «Росатом» Андрей Шевченко отметил, что Россия обязательно должна иметь свои собственные технологии, не только востребованные сегодня, такие, как, например, электроника, но и «завтрашние», те, в которых она может стать мировым лидером, например, в фотонике – без тех и других технологический суверенитет страны невозможен. Как это должно отразиться на процессе обучения? «Необходимо вовлекать вузы в исследования по тем темам, над которыми сегодня работают в госкорпорациях, чтобы студенты (через проектные практики ПИШ) приходили на предприятия отрасли уже готовыми командами. А компании Росатома, вкладываясь в конкретные проекты через ПИШ, таким образом, будут вкладываться и в развитие университетов», – отметил руководитель.

На пленарном заседании также выступили: генеральный директор Международного НИИ проблем управления, заведующий кафедрой управления бизнес-проектами ФБИУКС НИЯУ МИФИ Александр Агеев (с докладом «Гуманитарно-техническая революция и новые экономические бизнес-схемы), заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу АО «Наука и инновации» Петр Зеленов («Наукоёмкие бизнесы – основа глобального лидерства Росатома и национального технологического суверенитета РФ»), генеральный директор АО «Росатом Возобновляемая энергия» Григорий Назаров («Перспективы развития ветроэнергетики в России»), заместитель генерального директора – технический директор группы АО «Юматекс» Юрий Свистунов («Композитный бизнес – приоритеты и технологический суверенитет»), первый заместитель генерального директора АО «Росатом Недра» Алексей Шеметов («Формирование импортонезависимого сырьевого комплекса»), заместитель генерального директора АО «РАОС» Антон Москвин («Водород – новый безуглеродный вектор для транспорта, энергетики и промышленности») и генеральный директор АО «ВО Изотоп» Максим Кушнарев («Изотопы как основа ядерной медицинской диагностики и терапии»). Доклады пленарного заседания были особенно интересны присутствующим в зале студентам – каждый докладчик подробно остановился на кадровых потребностях своих направлений.

Вторая дискуссия сессии «Экономическое мышление: новая образовательная модель» посвящалась проблемам воспитания в будущих инженерах умения грамотно мыслить не только технически, но и финансово. Модератором дискуссии выступил Директор Департамента по науке и образованию Фонда «Сколково» Александр Фертман – он подчеркнул, что запрос на квалифицированных инженеров сегодня обязательно включает экономическую составляющую.

Как отметил директор Дирекции развития проектной деятельности НИЯУ МИФИ Владимир Кислов, выступивший с докладом «О реализации проекта «Экономическое мышление инженера» в НИЯУ МИФИ», стране нужны инженеры нового типа, способные к экономическим оценкам последствий технических решений. «Элементом государственной политики» назвал экономическое мышление инженера Дмитрий Байдаров. При этом он особо отметил, что речь идет не об увеличении количества часов по предмету «Экономика» в подготовке инженерных кадров, а о том, чтобы встраивать «экономику» в уже имеющиеся инженерные проекты студентов. В перспективе это особенно важно и для внутреннего рынка, и для международных проектов «Росатома», таких, например, как строящиеся за рубежом АЭС (госкорпорациия принимает участие в 88% строящихся в мире АЭС), но не только – нам нужны лидерские компетенции и в других областях и технологиях. А лидерство проистекает из конкурентного преимущества – выбирают тех, кто может сделать быстрее, проще и дешевле.

«Важно подчеркнуть, что мы не пытаемся сделать из инженера экономиста, – сказал заместитель директора Департамента кадровой политики госкорпорации «Росатом» Андрей Бешко. – Мы хотим показать инженеру, как он может влиять на бизнес. Он должен думать о том, как сделать свой высокотехнологичный продукт конкурентноспособным – по срокам, по стоимости и так далее. Причем речь идет не только об экономике оптимизации, но и об экономике разработок».

Директор ИФИБ НИЯУ МИФИ Александр Гармаш предложил опорным вузам госкорпорации «Росатом» методологию внедрения экономического мышления в инженерное образование и практически пошаговую инструкцию, а заместитель директора Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ Павел Рябов прокомментировал образовательную программу «Экономическое мышление инженера» с точки зрения преподавателя. С вопросами, размышлениями и замечаниями выступили представители других опорных вузов «Росатома».

Резюмируя итоги обсуждения, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко подчеркнул: «Мы учим студентов правильно решать инженерные задачи, но никто не объясняет им – откуда берутся эти задачи: из каких экономических потребностей, как правильно ставить эти задачи и как делать что-то новое без гарантий «правильности». Если вы хотите делать что-то новое по-настоящему, вы должны иметь смелость это делать, а, значит, учитывать все риски, в том числе экономические».

Для справки:

Вместе с развитием традиционных бизнесов госкорпорация «Росатом» активно развивает новые направления бизнеса, выходит на новые рынки. Согласно стратегии «Росатома» выручка от новых бизнесов к 2030 году должна составлять не менее 40 % от общей выручки. Для решения этой задачи осуществляется работа по оценке перспективных направлений для инвестирования, создания условий для полного использования потенциала и компетенций организаций отрасли. Цель – нарастить портфель заказов по новым продуктам и услугам на уже существующих и перспективных рынках.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – один из лучших технических вузов России. Осуществляет подготовку специалистов для науки, ИТ и других высокотехнологичных секторов экономики. НИЯУ МИФИ – стратегический партнер и базовый вуз госкорпорации «Росатом» для кадрового и научно-инновационного обеспечения атомной отрасли. Университет состоит из 11 институтов, имеет современную научно-исследовательскую инфраструктуру: лаборатории, библиотеку и технопарк. По 29 направлениям подготовки в вузе проходят обучение тысячи студентов под руководством лучших преподавателей и ученых страны.

Крупные российские компании продолжают расширять спектр решений по раскрытию потенциала бизнес-инициатив сотрудников, студентов профильных вузов. «Росатом» и его предприятия поддерживают стартапы, участвуют в соответствующей деятельности своих опорных вузов, реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса в регионах присутствия их предприятий.