Научный дивизион Росатома за год освоил производство более 20 компонентов для воздушных судов иностранного производства
Об этом рассказал заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу научного дивизиона Госкорпорации «Росатом» (АО «Наука и инновации») Петр Зеленов на I Практическом семинаре «Лучшие практики поддержания и обслуживания парка воздушных судов в условиях санкционных ограничений». Мероприятие провели АО «Наука и инновации» и авиационный учебный центр «Авиатор» в сентябре во Владивостоке.
В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Добряков, советник технического директора ПАО «Аэрофлот» Марат Терещенко, представители ведущих авиакомпаний региона и другие.
Участники обсудили актуальные потребности авиаперевозчиков, успешные примеры и механизмы эффективного взаимодействия в рамках поддержания летной годности (ПЛГ) иностранных воздушных судов, новые вызовы в обучении и подготовке инженерно-технического персонала, руководителей и сотрудников авиационных предприятий, а также важность кооперации науки и бизнеса в условиях выстраивания новой реальности в авиаиндустрии.
Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрей Добряков, сейчас отрасли не хватает, в том числе, поддержки со стороны фундаментальной науки. «Мы все вместе сейчас активно создаем, по сути, новую часть отрасли самолетостроения. И нам нужна поддержка со стороны научного сообщества. В связи с этим признательны Росатому, что коллеги пошли в такую сложную и стратегически важную область, как авиация. Со стороны исполнительной власти будем всячески помогать и поддерживать все эти начинания», – отметил он.
Компетенции Росатома потенциально могут обеспечить научную и производственную поддержку летной годности эксплуатируемого российскими авиакомпаниями парка воздушных судов, которая до недавнего времени обеспечивалась внешними подрядчиками. Это отметил советник технического директора ПАО «Аэрофлот» Марат Терещенко: «Мы работаем со многими профильными, в том числе авиационными российскими научными и производственными организациями и предприятиями, связанными с производством авиационной техники и их комплектующих. Но из-за их высокой загрузки, связанной с расширением производства обновляемого отечественного парка самолетов российского производства, иногда бывает трудно зайти на предприятия, заводы, где все настроено на массовое серийное производство новых изделий с разовыми, во многом уникальными заказами и потребностями, возникающими у авиакомпаний в процессе эксплуатации иностранных воздушных судов. У Росатома же есть такие ресурсы, есть научные и исследовательские компетенции, есть опыт мелкосерийного производства, в том числе специальных технологий, его продукция соответствует самым высоким российским и международным стандартам, системам менеджмента качества, в т.ч. ISO и не только».
Более подробно о продуктовой стратегии Росатома рассказал заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу АО «Наука и инновации» (управляющая компания научного дивизиона Госкорпорации) Петр Зеленов. «Научный дивизион Росатома объединяет 10 предприятий и около 10 тыс. человек. За год мы делаем около 30 млрд рублей выручки на НИОКР и высокотехнологичной продукции. В фокусе нашего дивизиона – создание новых продуктов. У нас есть отдельный кластер, посвященный материаловедению и композитам. В связи с этим уверены, что можем воспроизвести необходимые сейчас авиационной отрасли материалы и создать изделия, не уступающие своим зарубежным аналогам. На базе собственных технологий мы за год уже освоили производство более двух десятков компонентов для воздушных судов иностранного производства. Кроме того, на Дальнем Востоке у нас есть центр научно-исследовательских разработок, который изначально создавали для обучения специалистов атомной отрасли. Сейчас на его базе приступаем к обучению и по авиационной тематике. Вместе с партнерами нам интересно найти применение нашим компетенциям в новой сфере и решить стратегическую задачу для страны по импортозамещению и достижению национального технологического суверенитета», – отметил Зеленов.
В рамках образовательно-практического семинара обучение и повышение квалификации прошли более 30 технических специалистов и инженеров авиакомпаний со всей страны. Они подробно рассмотрели вопросы поддержания летной годности для сохранения длительной эксплуатации воздушных судов иностранного производства, технические решения по модификациям и ремонтам воздушных судов.
По итогам семинара все участники получили сертификаты Учебного центра «Авиатор», одного из ведущих авиационных образовательных центров России.
Для справки:
Специалисты Росатома ранее адаптировали воздушные и водяные фильтры, которые производятся для атомных станций, под применение в системах (подачи и рециркуляции воздуха, подачи воды) воздушных судов иностранного производства. Многоэтапные испытания изделий подтвердили их полное соответствие требуемым техническим характеристикам и высочайшему уровню безопасности. Расчетный ресурс отечественных фильтров превышает показатели зарубежных аналогов на 20-25%, что делает их экономически более эффективными по сравнению с ранее используемыми импортными изделиями. Производство фильтров осуществляется на территории Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского (ГНЦ РФ – ФЭИ, входит в научный дивизион Росатома). 11 сентября 2023 года на VIII Восточном экономическом форуме Госкорпорация «Росатом» и Аэрофлот подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в сфере разработки, испытаний, производства и технического обслуживания авиационной техники.
Работа научного дивизиона Росатома связана с инновационным развитием и технологическим лидерством Госкорпорации. Среди его основных задач до 2030 года – увеличение конкурентоспособности российской продукции и услуг на атомном энергетическом рынке и в сфере радиационных проектов за счет развития технологий и модернизации инфраструктуры, повышение эффективности проводимых исследований и разработок, активная коммерциализация научных результатов. Управляющая компания научного дивизиона АО «Наука и инновации» координирует деятельность десяти научных институтов и центров, которые проводят исследования в области ядерной физики, физики плазмы и лазеров, водородной энергетики, ядерной медицины, новых материалов, адаптивной оптики, газо-, гидро- и термодинамики, радиохимии и многих других.
Авиационный учебный центр «Авиатор» предоставляет услуги по обучению инженерно-технического персонала на различные типы воздушных судов, а также ряд дополнительных обучений для широкого спектра авиационных специалистов. Обладает широким опытом в области консалтинга поставщиков авиационно-технического имущества, в частности, создания и поддержания системы качества, соответствующей международным стандартам AS/EN 9120, основанных на ISO9001. Одобрен Росавиацией, Министерством образования и науки РФ, Межгосударственным авиационным комитетом, а также авиационными властями Казахстана, Кыргызстана, Армении и Таджикистана.
Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского» (входит в научный дивизион Росатома – АО «Наука и инновации») – один из ведущих научно-исследовательских центров Госкорпорации «Росатом». ГНЦ РФ – ФЭИ является мировым лидером в области использования жидких металлов в качестве теплоносителей в АЭС с быстрыми реакторами, судовых и космических ядерных энергетических установках. Институт выполняет функции научного руководителя всех российских натриевых реакторов. Мировое признание получили работы ГНЦ РФ – ФЭИ в области ядерной физики, ядерных энерготехнологий и ядерной безопасности. В ГНЦ РФ – ФЭИ проводятся экспериментальные исследования в области ядерно-лазерной физики и физики плазмы, радиационного материаловедения, радиохимии и новых наукоемких технологий, включая нанотехнологии, технологии водородной энергетики и ядерной медицины.
Перед российской промышленностью стоит цель в кратчайшие сроки обеспечить технологический суверенитет и переход на новейшие технологии. Государство и крупные отечественные компании направляют ресурсы на ускоренное развитие отечественной исследовательской, инфраструктурной, научно-технологической базы. Внедрение инноваций и нового высокотехнологичного оборудования позволяет Росатому и его предприятиям занимать новые ниши на рынке, повышая конкурентоспособность композитной отрасли и всей российской промышленности в целом.