Исследования в области радиационных технологий невозможны без изобретателей
Атомная отрасль по определению одна из самых высокотехнологичных и наукоемких, поэтому в ней огромное внимание уделяется техническому творчеству, развитию рационализаторской деятельности работников.
Институт реакторных материалов (ИРМ, входит в научный дивизион Росатома) - особое предприятие, которое ведет научные исследования и производит изотопную продукцию медицинского и промышленного назначения. Радиоизотопы помогают находить дефекты сложнейших деталей и спасать жизни больных, а для этого нужно произвести технически сложные мероприятия по их выделению, в том числе на оборудовании, обеспечивающем не только высочайшую точность и надежность, но и радиационную безопасность персонала.
Такие приспособления порой существуют в единственном экземпляре. Интересно, что и специалист, который создает и совершенствует уникальные механизмы и оснастку для проведения работ в ИРМ, тоже в своем роде единственный. Закир Шакиров по должности - главный технолог отдела радиационных технологий, по сути - штатный Кулибин, а по совместительству еще и Левша.
Представьте себе крошечное изделие - металлический стаканчик высотой пять, а диаметром всего один миллиметр, в который нужно поместить радиоактивное содержимое, закрыть крышечкой, да еще и заварить для герметичности. И столь тонкая работа выполняется не руками, а манипуляторами - в защитной камере с толстым радиационно-защитным стеклом. Закир Нигматбаевич признается: пришлось поломать голову, но задача в итоге была выполнена.
Поиск таких решений - это его повседневная работа. Сложная, кропотливая, но точно не рутинная. Например, создание целой серии новых облучательных устройств для реакторной наработки изотопов цезия, лютеция, селена. Это, образно говоря, целая кухня с кучей кастрюль и сковородок, в которых "готовятся" изотопы. Учитывая, что "блюда" радиоактивные, загружать, помешивать, перемещать продукты должен не человек с поварешкой, а специальные механизмы в особых боксах и защитных камерах. При этом для каждого изотопа нужны свои приспособления.
Немного цифр: благодаря придумкам Шакирова и работе его коллектива у нового поколения облучательных устройств производственные возможности увеличились на 20-35 процентов, длительность и трудоемкость работ в "горячих камерах" сократилась на 50 процентов.
Закир рассказывает, что решать нетривиальные задачи, создавая что-то из железа своими руками, ему было интересно всегда. В 1971 году еще студентом радиотехнического техникума начал работать в институте лаборантом экспериментальных стендов.
- Исследовательское оборудование предполагает его постоянное совершенствование. Да и в те годы вся жизнь в стране была построена так, что приходилось заниматься техническим творчеством. К тому же вокруг оказалось очень много людей, у которых было чему учиться, - вспоминает он. - Плюс я с детства исповедовал принцип: доброму молодцу и 70 специальностей мало - всегда старался узнать что-то новое, приобрести новые умения.
И, когда после перерыва в 2001 году вернулся в ИРМ, оказалось, что эти компетенции весьма востребованы. Изобретатель отмечает: для его работы и в институте, и в госкорпорации в целом создают все условия.
Сегодня Закир Шакиров - трехкратный призер программы признания Росатома "Человек года", у него около сотни внедренных ППУ - предложений по улучшению. Это важный элемент Производственной системы Росатома, где регулярно проводится конкурс ППУ с солидным премиальным фондом. К слову, речь не только о технических новациях: можно предложить любую идею, повышающую эффективность работы, - она будет рассмотрена и, если докажет свою перспективность, внедрена.
- В Росатоме огромное поле деятельности для изобретателей, и результаты впечатляют. Особенно радует, что большинство участников таких конкурсов - молодые. Очень хотелось бы передать им свой опыт, - заключает Закир Шакиров.
Источник: Российская газета